Ох уж эта реклама!
Невыдуманная история про Сбербанк и недвижимость.
Цифровые технологии уже давно окончательно и бесповоротно вошли в нашу повседневную жизнь и стали её неотъемлемой частью. Это, конечно, здорово.
Сейчас уже трудно вспомнить времена, когда не то что мобильных, городских телефонов было мало, и звонить ходили к соседям. Водительское удостоверение можно теперь поменять не за тридцать дней, как раньше, пройдя все круги ада, а за тридцать минут, просто записавшись на прием в ГИБДД на сайте Госуслуг. Пропали очереди в банках, на почте, во многих госучреждениях, на вокзалах и в медицинских центрах. Деньги сейчас не нужно носить в кошельке, легко можно оплатить товары и услуги при помощи банковской карты.
При этом, реклама, буквально из каждого утюга, 24 часа в день, 7 дней в неделю говорит нам о том, что все можно сделать, купить и заказать моментально, не поднимаясь с дивана, заглянув на определенный сайт или пройдя по соответствующей ссылке. Просто красота!
Так-то оно так, но, увы, далеко не всегда. Есть области, где IT-технологии не могут заменить человека, где требуется квалифицированная работа профессионала. Не совсем понятно, например, как, просто пройдя по ссылке, самостоятельно запломбировать себе зуб, или, войдя в личный кабинет парикмахерской, сделать стрижку. Шутка, но многие вполне современные, умные люди все же почему-то безоговорочно верят рекламе. Хочется, чтобы банк сам себе заплатил за заемщика процент по кредиту, чтобы волосы сразу стали белыми и пушистыми, «Мирамистин» моментально вылечил больное горло, и, конечно, особенно хочется купить квартиру своей мечты в один клик, перейдя по сказочному балкону в соседний новый дом.
Недавно к нам в офис для заключения договора о сотрудничестве пришел клиент, мужчина адекватный, рассудительный, лет тридцати пяти с супругой, осведомился о стоимости наших услуг, а потом рассказал свою историю.
Решил он с семьёй перебраться из Орла в тёплые края, поближе к морю. Работает наш земляк в крупной ретейлерской компании. Он обратился в администрацию своей фирмы с просьбой о переводе в южный филиал и оперативно получил согласие. Через три недели уже нужно было приступить к работе на новом месте. Но вот какое дело: теперь возникла необходимость срочно продать свою орловскую квартиру. Повезло. Как говорится, слухом земля полнится: один из коллег по работе подошел к нашему продавцу с предложением приобрести его недвижимость. Все складывалось, на редкость, удачно. Квартиру с покупателем посмотрели, о цене договорились, коллега по справке 2-НДФЛ быстро оформил ипотеку в «Сбербанке», наш клиент, пройдя по ссылке, направил в банк сканы всех необходимых документов на свою недвижимость и стал ждать дня сделки.
А вот дальше «всё пошло не так». Оценщик, присланный банком, неожиданно оценил недвижимость на двести тысяч дешевле суммы, оговоренной продавцом и покупателем. Покупатель решил, что его обманывают, хотят на нем необоснованно нажиться, и отказался от покупки, ссылаясь на оценку. Попытки нашего продавца найти общий язык с покупателем не увенчались успехом, и в один прекрасный момент тот вообще перестал отвечать на телефонные звонки.
Попробовав реализовать квартиру самостоятельно, ответив на кучу бесполезных звонков покупателей с неоформленной ипотекой и непроданной еще своей квартирой (по «заоблачной цене», которую обещали продать моментально) и поняв, что продать недвижимость в короткий срок, видимо, будет сложно, человек все-таки решил обратиться к риэлторам. Так и состоялась наша встреча.
Вместе с клиентом мы стали подробно разбираться в обстоятельствах несостоявшейся сделки. Прежде всего, нам было не совсем понятно решение оценщика, занизившего стоимость вполне рыночного объекта недвижимости. Сейчас продается много гораздо более дорогих объектов данного типа, и этот вопрос абсолютно законно можно было бы урегулировать, если бы рядом с нашим продавцом был опытный риэлтор. Тогда и сделка могла бы состояться.
А затем выяснилось, что при покупке продаваемой сейчас квартиры был использован материнский капитал, которым погасили часть ипотеки. Пришлось объяснить нашему клиенту, что еще ранее, после полного погашения ипотечного займа, согласно его нотариальному обязательству, необходимо было выделить доли детям, один из которых несовершеннолетний. После этого продажа данного объекта недвижимости становится возможной только с разрешения органов опеки и при предоставлении ребенку аналогичной доли в новой квартире, покупаемой на юге, не говоря уже о сложностях дистанционного взаимодействия с продавцом и опекой другого региона.
Для клиента все это был просто шок. Ведь раньше ему казалось, что дело-то несложное: здесь продали, там купили - и всё. Просто «прошли по ссылке» – и готово.
«Почему мне никто не сказал в банке обо всем этом?» - недоумевал клиент. «Мне все мило улыбались, говорили, что все сами сделают, что не нужно ни к кому обращаться, платить дополнительно какие-то деньги, а получилось-то вот как!» - негодовал он.
А просто пора каждому из нас уяснить, что в любом деле есть свои тонкости, и компьютер не скоро и не везде сможет полностью заменить человека. Понятно желание людей сэкономить, нещадно поощряемое работниками соответствующих банковских структур, предлагающими свои и так довольно дорогостоящие продукты. Но кредитные инспекторы банков курируют только свою зону ответственности, оформление и выдачу ипотечного займа, а при продаже недвижимости очень важно сложить полную картину сделки, не упустив ни одной мелкой, на первый взгляд, детали. Любая такая «мелочь» может кардинально изменить ход сделки или, что еще хуже, сделать её просто невозможной или незаконной.
Лишний раз хочется напомнить, где находится бесплатный сыр…
В. Коробкин, зам. Генерального директора ООО РК "Городъ"